«Игра престолов»: за что мы так полюбили сериал? Комментарий психолога

Совсем недавно завершился последний сезон популярнейшего сериала «Игра престолов». Мало кого он оставил равнодушным. В чем же секрет его успеха? За что он нам так полюбился?

Разнообразные истории, легенды, мифы интересовали людей во все времена.

Еще Юнг называл их методами древней терапии, так как в них персонажами чаще всего выступали некие образы, части нашей психики.

Во взаимодействии (любви, борьбе, споре, победе и пр) между ними отображались процессы, происходящие в душе каждого человека.

«Игру престолов» можно смело назвать современным мифом, который откликнулся во многих сердцах своими героями. Так о чем на самом деле сериал и что же в нем так цепляет – поговорим далее.

Нет плохих и хороших

Чаще всего именно так сериал и характеризуют, что в нем нет однозначно позитивных героев и полных злодеев. Как в жизни – у каждого человека есть светлая и темная сторона, которую тоже нужно принимать. Не бороться с ней, не скрывать и подавлять.

Возьмем последний бой Клигана  с братом – на самом деле бой с теневой агрессивной частью себя, что приводит к гибели обоих. Он долго ненавидел свою злобную часть, боролся с ней, что позволяло ей расти и все больше поглощать его. И человек в итоге погибает. В жизни это проявляется алкоголизмом, склонностью к суициду, или более медленным самоубийством – жизнью впустую на нелюбимой работе, с нелюбимыми людьми и пр.

Клиган проиграл, потому что не принял свои теневые «хочу». А там может скрываться много всего – ненормального, недопустимого, запретного и пр.

Их не обязательно реализовывать, но принимать себя разным и с такими особенностями тоже – очень важно.

Однозначно хорошие и однозначно плохие герои сериала быстро погибают.

Безумный король (хоть и не присутствовал явно, но судьбу его мы знаем) – пал в своем безумии. Нед и Роб Старки – поплатились за свои моральные нормы, свою «хорошесть». Рамси – погиб в садизме и ярости.

Это показывает, что в жизни выживают те, кто умеют быть гибкими и приспосабливаться. Умеют лавировать согласно обстоятельствам и проявлять все свои стороны – и хорошие и плохие. И за эту «разность» героев многие и смотрят сериал, потому что в жизни позволяют себе играть только определенные роли, им нравится наблюдать за героями, которыми имеют смелость проявлять себя с разных сторон.

В сериале также хорошо показана эволюция героев. Как, проявляя несвойственные им стороны, герои «растут», становятся взрослее, обретают целостность. Например, Джейме Ланистер в начале без зазрения совести выкидывает ребенка из окна, а позже вступается за Бриенну теряя руку.

Или Санса: добрая, нежная, наивная девочка в начале сериала, позже хладнокровно наблюдает за жестокой смертью своего мучителя. И дальше становится все сильнее характером с каждым эпизодом. Что позволяет в конце достигнуть ей своей главной цели – стать Королевой Севера.

Эмоциональные травмы в сериале

Многие поступки были предопределены эмоциональными травмами героев из прошлого или из детства. Как это и происходит у многих в нашей повседневной жизни.

Подоплека поступков того же Джейме – в эмоциональной травме, чувстве стыда и вины за сестру. Но самая сильная его рана – то, что его называли Цареубийцей. Ведь по сути он – герой. Не останови он Безумного короля – было бы десятки тысяч жертв. Джейме спас город и не получил благодарности, потому закрылся и превратился в негодяя. Стал вести себя так, как от него и ожидали.

Тирион жил с эмоциональной травмой отвергнутого. Из-за него умерла его мать, все его в этом обвиняли. Отец и семья не принимали и на фоне всего этого он чувствовал бессмысленность своей жизни – пил, гулял и прожигал жизнь. Но, как только он находил в жизни смысл – тут же проявлял себя.

Когда Тириону поручили чистить водостоки в утесе Кастерли – он все сделал отменно, при битве у Черноводной – проявил себя отличным полководцем, на должностях – всегда отлично справлялся.

Тайвин Ланистер – бесчувственный рациональный человек. Выше всего он ставил честь семьи, долг и рациональное мышление. Типичный представитель патриархальной культуры, полностью отвергающий эмоции и чувства.  Он не смог построить отношения ни с одним из своих детей.

Джейме его разочаровал, так как отказался наследовать. Серсею он не считал за человека, только потому что она – женщина. О чем не раз ей прямо и говорил.  Хотя она была умна, старалась быть его любимицей, угодить отцу.

Тирион же был «козлом отпущения». Большинство таких мужчин, как Тайвин, погибают от захлестнувших их чрезмерных эмоций, что на физическом уровне приводит к инфарктам, инсультам и пр.

Роберт Баратеон  по сути умер тогда, когда умерла его женщина, Лиана.

На этом его настоящая жизнь закончилась. Все, что было после – пустое бессмысленное прожигание. Он так и не оправился от горя и не нашел для себя новые смыслы.

Взросление или инициация

Во все века существовал термин инициация, процесс некоего рубежа, взросления. У многих народов были заведены специальные ритуалы, когда человек становился кем-то другим, переходил на следующую стадию развития. В жизни это происходит чаще всего через серьезный кризис, когда человек берет на себя контроль над своей жизнью и опирается только на себя, свои силы и возможности. Как это показано на героях сериала?

Бран Старк сломлен с самого начала. Он в апатии, покалечен и не хочет жить.

Как и в жизни – многих из нас накрывают потрясения, проблемы, травмы, которые могут нас сломать. И тогда нужно погружаться в глубины самого себя и искать новые смыслы. Именно это и символизирует путешествие Брана за стену, к трехглазому ворону. Он боится сначала, но идет в этот опыт.

Через сны подсознание подсказывает, что есть и другие стороны души, которые дадут ему новую цель, опираясь на те возможности, что у него есть.

«Ходить ты не будешь, но летать сможешь». Это говорит о новой реализации.

Но для этого нужно принять все свои стороны, то, какой ты есть со всеми особенностями. В награду получаешь силы реализовать себя на полную.

Для Брана инициацией стал перевал через Стену.

То же происходит и с Дейенерис. Ее инициация – огнем. Она тоже боится, пробует понемногу – заходит в горячую воду, берет в руки горячие драконьи яйца. В жизни мы также часто по чуть-чуть выходим из зоны комфорта и нащупываем свой путь – ранясь или нет, лучше или хуже, пробуя и ошибаясь.

В какой-то момент Дейенерис так соединяется со своей силой, так ей доверяет, что точно знает, что сейчас нужно делать и делает – заходит в огонь.

Она осознает, что сейчас или умрет или сделает это. Но осознает также, что если не сделает – тогда точно умрет. Такой выбор становится перед нами и в жизни – когда мы принимаем решения, меняющие всю нашу жизнь, когда нет гарантии и дополнительной опоры, все могут быть против и никто не понимает, но мы точно знаем, что должны это сделать. Это может быть переезд, смена работы, решение начать или закончить отношения и пр. –  тот выбор, который должны сделать только мы и никто нам не может помочь.

Джон Сноу в начале сериала живет фантазиями, как и Нед Старк, от которого у него многое осталось. У него есть задатки лидера, короля, но он сам боится и другие чувствуют его нерешительность.

Поначалу нет в нем самого важного, что необходимо лидеру – полной уверенности в своих действиях. Понимания, что нет ничего правильного, ты должен действовать там, где никто не может, опираясь на свой опыт и ошибки, отыскивая пути.

Смерть и воскрешение, что он переживает и есть его инициация.

В эти моменты прослеживается его связь с женщиной. Он живет не вконтакте со своими эмоциями, он не понимает свои желания, за это отвечает наша женская часть психики. Поэтому Джон сильно меняется, когда у него появляется женщина и воскрешает его тоже женщина. И тогда он начинает осознавать и эмоциональную часть себя, признавать свои желания, в том числе и желание власти. Он примеряет на себя роль лидера, когда идет договариваться с Королем за Стеной, действует против правил.

После воскрешения у него появляется связь со своей агрессией, своей мужской частью, он чувствует свою силу, что может вести людей, управлять драконом, сражаться за живых. В конце концов Джон Сноу находит свое истинное место – становится королем – не Севера, не Семи королевств, а королем одичалых – более искренних, более свободных людей. Он находит себя и свое место в жизни.

У Тириона инициация происходит, когда он убивает отца. Он отказывается от своей детской мечты угодить папе, заслужить его похвалу, стать как он – по сути он заканчивает со своей травмой. Это очень сдерживало его развитие и после он начинает жить своей жизнью, уплывает за море и начинает свое карьерное восхождение, которое заканчивается по сути самой большой властью в Вестеросе.

Символически каждый мужчина обязан открепиться от отца как от авторитета, перестать ему что-то доказывать и пытаться угодить. Начинать жить своим умом и принимать только свои решения.

Все мы разные. Каждый находит в популярном сериале что-то свое, у каждого есть один или несколько любимых персонажей. И даже их выбор может о многом рассказать о нас самих. Если персонаж чем-то зацепил, значит некие схожие качества или процессы присутствуют и в нашей жизни. Возможно, мы ищем способы исцеления и растим свою Теневую часть как Клиган, или погрязли в эмоциональной травме и действуем из нее, как Серсея и Роберт Баратеон, а возможно мы пережили травмирующий опыт и нашли для себя новые смыслы или стремимся к этому, как Бран и Санса Старк.  Да, героям приходится многое переживать, но они смело идут в этот опыт, становясь тем, кем они хотят быть.

«Игра престолов» – интересная фентезийная сказка, которая поднимает много глубоких пластов в нашей психике. Проанализировав любимого персонажа или сюжетную линию, можно открыть много нового и интересного в себе.

Научиться добиваться своего, искать способы выполнения желаний и находить их можно с помощью практикума “Точки соприкосновения”, где вы в числе прочего сможете глубже познать себя и свои истинные желания, а также провести проработку агрессивной части психики, отвечающей за общий уровень психической энергии и умение им пользоваться.

Уже более 500 человек прошли наш курс и полностью изменили свою жизнь, Присоединиться к практикуму можно по ссылке: Точки соприкосновения

Роман Мельниченко, эксперт по отношениям Центра партнерских отношений PERSONA

Источник: https://life.pravda.com.ua/culture/2019/06/4/237088/?fbclid=IwAR1TDVnc2K1rXfWn4ZcjrRYG7ceccgOetBGrR-eo4aciLvXBm7MKHkRTsJ4

Другие статьи, где Роман Мельниченко комментирует ИП :

Избавиться от «хорошей девочки». Чему учит история Сансы Старк из Игры престолов

https://blog.centrpersona.com.ua/serseya-i-dzhemi-lanister…/

https://blog.centrpersona.com.ua/tirion-lanister-kozel-otp…/

https://blog.centrpersona.com.ua/siblingovaya-konkurentsiy…/

Всем осознанности!

Похожие статьи

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments