Детские капризы: что делать?

Каждый родитель «со стажем» знает, что воспитание – процесс взаимный.  С ребенком мы учимся успевать сделать все свои дела, пока «царь почивать изволит», планировать свое время и не раздражаться повторению монотонных процедур, учимся терпению, доброте и самой любви… Однако все это не значит, что нужно потакать попыткам ребенка управлять поведением взрослых. Тем более, что иногда истерикой, плачем и криком дети натурально пытаются добиться невозможного.

Важно! Все, что будет сказано ниже, относится только к здоровым детям со стабильным настроением. Для больных детей капризы – это нормально!

Капризы маленьких детей – зрелище, которое хотя бы раз видел каждый.

Но вопли посреди улицы, «КУПИКУПИКУПИИИ!!!!» в супермаркете или ревущая в три ручья трехлетка неопределенного пола, которую буквально тащит за собой разгневанная или, наоборот, сама чуть не плачущая мать, – словом, капризы на людях, – всего лишь то, что может наблюдать каждый.

Обычно этот «концерт» предназначен все-таки для избранной «публики». При этом воплощенный кошмар при родителях в садике или на детской площадке может быть сущим ангелочком, заставляя взрослых недоумевать еще больше.

 

Что такое детские капризы и откуда они берутся?

Откуда берутся детские капризы? Вот самые распространенные «бабушкины» версии:

  • сонный (перегулял, днем не спал) или устал, вот и капризничает;
  • перевозбудился – много впечатлений, новых людей и т. д.;
  • как что не по его, так начинает!..;
  • заболел, может… Лоб-то не горячий?

Внешние факторы при этом назвать причиной детских капризов проще всего.

Гораздо сложнее оказывается поискать причину капризов в самом ребенке.

Упорнее же всего «не при делах» обстановка в семье и отношения родителей.

Вышесказанное касается всех детей. При этом одни дети сверхспокойны в любых обстоятельствах, а другие – воплощенный кошмар. Почему так? «Хочетспатькушатьустал…» – в ход пошли отговорки. Тем не менее, даже больные и уставшие дети могут казаться ангелочками, но тот же ангелочек в присутствии конкретного человека превращается в мини-кошмар. Но данный текст – о конкретных причинах проблемы и, конечно, способах решения.

 

Почему же не работает отсылка ко внешним причинам?

Все просто. Ребенок ведь капризничает не просто так. Каприз – это попытка сказать окружающему миру нечто важное. Не обращая внимания на капризы, мы игнорируем потребности малыша.

Но как «расшифровывать» капризы?

В некоторых случаях дети действительно капризничают, например, от усталости и послание очевидно. Уложить спать, дать водички и т. д. – и все пройдет. То есть в некоторых случаях достаточно удовлетворить потребность ребенка. Если бы все было так просто!

Капризы свойственны всем

Особенности характера ребенка и возраст – ключевые факторы, которые необходимо учитывать при капризах. К примеру, через капризы становления личности (пресловутое «нетнетНЕТ!!!» в 2-3 года) проходят почти все.

И, конечно, наиболее болезненны капризы раннего возраста.

Капризы у детей до двух лет

У малышей до двух лет действительно капризы чаще всего обусловлены обстановкой. Здесь достаточно профилактики: безопасного привычного окружения, соблюдения режима дня.

Капризы у детей от двух до пяти лет

В этом возрасте ребенок «прощупывает» границы дозволенного, пытается управлять взрослыми, «показывать характер» и выражать свое несогласие с теми или иными обстоятельствами. Здесь главное для родителей – выдержать баланс между потаканием капризам и подавлением личности).

Капризы у детей после пяти лет

Когда характер более-менее сформирован, каприз – тревожный сигнал. Это значит, что ребенок привык добиваться желаемого с помощью плача и крика.

Что делать? Не идти на поводу и не поддаваться манипуляции. Спросите ребенка, действительно ли ему необходимо то, о чем он сообщает с помощью крика. Аргументированно и спокойно изложите причины отказа. Даже если истерика немедленно не прекратится, в этом возрасте ребенок обычно уже имеет представление о том, что некоторые вещи невозможны физически.

 

 

7 шагов борьбы с капризами

Самое сложное для взрослого – среагировать правильно. Поэтому ниже изложим 7 простых советов по борьбе с капризами:

  1. Спокойствие, только спокойствие!

Постарайтесь сохранить самообладание. Помните, что кричать и нервничать бессмысленно, ведь взрослый здесь вы. Спокойно объясните (при необходимости несколько раз), что криком и плачем ребенок ничего не добьется. Возможно, реакция последует не сразу – подождите, пока ребенок успокоится. Крепкие объятия отлично помогают при истерике – не забывайте о них! Повторяйте ребенку, что любите его, даже когда вас огорчает его поведение: крик, катание по полу и т. д.

Спросите ребенка, что именно его настолько не устраивает – желательно ровным спокойным голосом. Присядьте, чтобы ваши глаза были на одном уровне, возьмите ребенка за руку. Самое главное в момент истерики – ваше спокойствие. Будьте «якорем» в ставшей враждебной действительности.

Помните, что тревога ребенка только усилится, если он почувствует, что вы обеспокоены. Ребенок может почувствовать ваш испуг – значит, ситуация и правда опасна. Почувствовать, что вы сдаетесь, и «поднажать». Ваше раздражение, злость, растерянность – все это служит истерике своего рода топливом. Словом – не нервничайте и считайте про себя до ста.

2. Терпение

Комментарии и советы окружающих при истерике в общественном месте являются дополнительным раздражающим фактором. Постарайтесь вывести ребенка на улицу, отнести в машину и т. д. – чем меньше зрителей, тем лучше.

Когда ребенок успокоится, объясните ему, что подобного рода публичные концерты вы не потерпите.

3.  Стойкость и последовательность

Не поддавайтесь ни в коем случае – ваш запрет должен быть нерушим (ведь он вызван объективными причинами, правда?) Разрешая ребенку что угодно, лишь бы не спровоцировать новый скандал, вы готовите почву для многих будущих проблем – помните об этом.

4.  Будьте логичны и понятны

Обратная связь – одна из потребностей, которой малыш пытается добиться.

Поговорите с ребенком. Последствия своего поведения дети понимают уже в возрасте старше четырех лет. Установите понятные для ребенка правила и будьте последовательны с наказанием в том числе. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».

5.  Отвлеките ребенка

В некоторых случаях наказывать бесполезно. Переключите внимание! 

К примеру, попросите понести корзину в супермаркете или найти что-нибудь (моя подруга просила трехлетнюю дочь аккуратно распаковать «пожарный сверток» – печенье, туго завернутое в несколько слоев фольги и целлофана попеременно). Так ребенок отвлекается от каприза на выполнение сложного действия, одновременно чувствуя, что его слышат и ощущая свою значимость.

6. Профилактика!

Капризов можно избежать почти всегда. Постарайтесь избегать стрессовых ситуаций. Например, если ребенок голоден или устал, идти в супермаркет в час пик – однозначно плохая идея.

7. Не бросайте ребенка один на один с эмоциями!

Оставлять ребенка одного не стоит, даже если истерика уже передается и вам.

Конечно, реагировать и иди на поводу нельзя. В конце концов, часто капризы – способ ребенка утвердить свое «я». Лучшее решение – сохранять спокойствие и делать то, что вы делали раньше. Так ребенок будет понимать, что крик бесполезен, ваши решения окончательны, но при этом вы рядом, а он – в безопасности.

Сохраняйте душевное равновесие вместе!

И помните, главное в воспитании – личный пример. Работайте над собой –  и такой пустяк, как детская истерика, не сможет вывести вас из равновесия.

А проработать личные травмы и стать лучшей версией себя и лучшим родителем для своего ребенка вы можете с помощью практикума “Точки соприкосновения” . Уже более 400 человек прошли наш курс и полностью изменили свою жизнь! Присоединиться к практикуму можно по ссылке: Точки соприкосновения

Маргарита Костевская, психолог Центра партнерских отношений PERSONA, арт-терапевт

Похожие статьи

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments