Биль о правах женщины

Мы недавно проводили опрос, об отношении общества к кормлению ребенка грудью в общественных местах. Результаты теста порадовали: большинство респондентов относятся к этому положительно, в том числе и мужчины. Но остаются те, кто осуждает таких женщин или рекомендует им не делать этого на людях, в том числе и женщины (мол неприлично).

На самом деле это не просто опрос – это тест для нашего общества, который показывает реальное отношение к женщине как личности, ее телу и ее сексуальности. Насколько оно готово “разрешить” женщине быть такой, какой сотворила ее природа, иметь возможность реализовывать свое материнство естественным образом, иметь те же права, что имеют мужчины, быть независимой и не опасаться насилия.

Начнем издалека, и расскажем как эволюционировало отношение к женской сексуальности в нашем обществе, так что запаситесь терпением, статья будет длинной.

Если смотреть с точки зрения истории на женскую сексуальность сегодня, то можно заметить огромное влияние патриархальной эпохи. В разных странах в разные времена к женской сексуальности относились по-разному: иногда более благосклонно, иногда менее.

Отношение к женщине в патриархальной культуре

Патриархальная парадигма, если упростить, основана на главенстве мужчины в социуме, политике, духовной жизни и конечно же отношениях. Греко-римская, иудейская и христианская культура глубоко патриархальны. Главенство мужчины оправдывается религией, но как часто бывает – идеология всегда пытается возвеличить и подтвердить себя создавая мифы о самой себе. Таким образом оправдывается насилие и возводится в ранг некой истины.

Например, в Индии 1500 лет назад и в Китае 1000 назад при династии Хань женщины были более свободны, хотя тоже был патриархат. В те времена благополучие и успешность мужчины зависели от того, насколько они могли удовлетворять женщину. У патриархальных германских и славянских племенах женщины тоже были более менее свободными. Например в иудейской традиции тоже большое значение придавалось женскому удовлетворению, как  моральному так и сексуальному. Но так было не всегда, не везде, а главное временно – патриархальное закручивание “гаек” всегда делает свое дело в сторону несвободы, покорности, насилия. Другим культурам также нечем особо похвастаться в хорошем отношении к женщине.

Поэтому при патриархальном укладе общества удовлетворение женщины, ее потребностей стоит всегда на втором плане, а то и вообще не учитывается.

С приходом христианства отношение к женской сексуальности меняется, набирая свои обороты с ІV века когда появляется монашество. В патриархальной среде, которая к женщине и так не очень лояльна, такое течение как монашество вообще отвергает принадлежность по половому признаку. С этого момента и начинаются еще больше проблем у женщин.

Т.е. не само христианство заложило унизительное отношение к женщине, а его отдельные течения, а, именно, монашество. Во многих трудах святых отцов, даже такого как Иоанн Златоуст, мы можем найти нелестные отзывы о женщинах. Они сравнивают их с собаками, с нечистым плодом и скверной, что говорит о психологических и моральных травмах этих мужчин. Как мы уже знаем на сегодня, скорей всего свой вклад в такое воспитание вложили их матери. Хотя женщины использующие насилие, сами когда-то тоже подвергались насилию, и это нельзя отрицать. А насилию женщины подвергались постоянно, на протяжении сотен и сотен лет.

И не удивительно, что женщины до сих пор страдают различными расстройствами и неврозам. Все это является одной из реакций на долгое насилие над ними.

Если еще у Апостола Павла мы можем видеть его внутреннюю борьбу в отношении к женщине:

  • с одной стороны, в его трудах описано личное женоненавистничество;
  • с другой стороны, он ставит женщину наравне с мужчинами.  Но у его последователей в трудах , например, Тертулианна о женщинах отзываются в основном в негативном ключе.

Однако, если смотреть в корень, то сам Христос высоко ценил женщину, а христианство произвело своеобразную революцию в мужско-женских отношениях. Так при его зарождении женщины в церкви служили наравне с мужчинами, читали проповеди, занимали посты и т.д., хотя, например, апостол Павел это особо не поддерживал.

Однако, постепенно стали возвращаться нравы Ветхого завета, а так как среда была патриархальной, то права женщин стали сводиться на нет, и Апостол Павел, скорее всего, стал основоположником такого движения. И еще много лет после него в его текстах монахи черпали призыв к женоненавистничеству и неравноправию полов.

С этого момента отношение к женской телесности и сексуальности становится более суровым со стороны мужчин. Если еще изображение обнаженной кормящей грудью Богородицы допускается, то сексуальность обычных женщин была поставлена под запрет. Все скрывается, все табуируется и вина за “разврат” возлагается на всех женщин в принципе. У женщин с самого детства вырабатывается чувство вины за свою женственность и сексуальность (она – соблазнительница, ведь Ева Адама соблазнила), а значит, если мужчина на вас соблазняется – это вы виноваты. Это обычная уловка патриархата: перекладывание ответственности на жертву. Если ты проиграл –  ты виноват, у тебя украли – ты виноват, если тебя силой взяли –  ты тоже виновата. И эта линия поведения насаждалась столетиями.

Дальше нам история показывает только постоянное ужесточение этих нравов, когда женская сексуальность табуируется больше и больше. Например в средневековых книгах почти нигде не встречается информация о женской половой системе, а о клиторе вообще не упоминается. Вся женская чувственность ставится под запрет. Даже представить себе в средневековье, например, Венеру Милосскую с обнаженной грудью и животом, невозможно. Появляется запрет на женское тело, ее сексуальность. Однако понятно почему это происходит.

В этих запретах коренится сам страх мужчины перед силой женщины, перед силой женской груди в частности, так как это мощная ассоциация с матерью и зависимость от нее. А также перед силой женской вагины, как символа мужского соблазнения. Мужчина боится признавать эту власть и с помощью запретов пытается отгородится от страха власти женщины над собой. Он отгораживается насилием, одеждой, унижением женщины, лишение ее права на сексуальное удовольствие, на имущество, образование, возможность работать, быть независимой и т.д. Поэтому в средневековье многих  женщин сжигали на кострах, потому что боялись поддаться соблазну. Именно сжигание отображает часть того страстного желания обладать женщиной, которое никак нельзя потушить и которое съедает изнутри любого мужчину. Но неумение признать это желание, вытесняло его в Тень и потом возвращалось насилием по отношению к женщине.

Такое отношение к женщине идет от бессознательного страха перед матерью, перед силой материнской груди и лона, из которого он родился, и власти женской вагины над психикой мужчины. В психологии это еще называется Материнским комплексом. Одним из важных аспектов мужской инициации является сепарация от матери.  Мужская инициации не завершена, если он не отсоединился от матери и свои детские страхи и чаяния он переносит на женщин в целом. Свой страх, гнев, чувство зависимости, стыд (из-за эдипового комплекса) он переносит на женщин. Он не может удержаться от соблазна обладать женщиной, укротить ее, сделать безопасной, податливой и послушной из-за страха, что женщина им завладеет и лишит силы, кастрирует. Еще недавно в украинской культуре было выражение: “Обабился козак” – означало то, что козак чрезмерно влюблен, а значит зависим от своей любимой. Ну а это предательство стаи и ее нравов – таких же слабых, боящихся женской вагины мужчин, юнцов по сути, а незрелых мужчин.

И естественно, после страха появляется агрессия. Конечно, не весь патриархат на этом стоит, но большая его часть построена на этом страхе перед женщиной. Поэтому если грудь постоянно скрывается и сакрализуется, акцентируясь на том, что это женщина – Мать- Богородица, то если она начинает возбуждать – это уж неправильное низменное чувство.

И поэтому постепенно входит и запрет на изображение женской груди. Если брать только Европу, то это запрет на то, чтобы показывать соски. Даже при наличии глубокого модного декольте, женщина не имела права показывать то место, которым она кормит ребенка. Т.е. в целом женскую грудь можно желать и хотеть, а вот соски – это уже что-то более возвышенное и подпадает под табу, или как?

Естественно такое отношение накладывало свои ограничения на сексуальные ласки. И, как следствие, прикосновения и ласки груди становятся прерогативой только куртизанок и проституток. Поэтому в Европейских странах и Российской империи, мужчинам, чтобы реализовать свое желание насладиться прикосновением к груди женщины приходилось обращаться к куртизанкам, так как со своей женщиной они это сделать не могли – ведь они матери и их соски принадлежат материнству и ребенку. Не отсюда ли растет постоянное чувство ревности мужчин к собственным детям к их матери, своей жене?

Но при таком положении дел либидо к жене угасает, так как мужчина делает на нее перенос как на свою биологическую мать, а куртизанки удовлетворяют все его сексуальные потребности. Из-за этого в его психике происходит расщепление. Таким образом в браке они сохраняют благолепие, следуя монашеским устоям. А так как либидо подавить очень сложно, особенно в молодом возрасте, они ходят к проституткам. Поэтому такая сексуальная тень сохранялась у всего патриархального общества.

Соответственно, из этого противоречия возникает несколько нюансов. Противоречие, что женщина – это мать с одной стороны, и женщина – это шлюха с другой. Сама церковь способствовала такому разделению, так как главное женское лицо церкви, Богородица, даже родив, остается девственницей. По настоянию святых отцов в средние века был введен догмат, о том, что она осталась непорочной после рождения сына. Из этого утверждения получается, что даже рожавшая женщина немного шлюха, ведь она не может сохранить девственность, так как уже вступала в интимную связь с мужчиной прежде, чем забеременеть.

Поэтому поддерживался такой стереотип отношения к женщине: если она родила, то больше сексуальных отношений у нее быть не должно. А так как в то время женщины были зависимы от мужчин и в основном сидели дома, они свою сексуальность никак не могли реализовать, тогда как мужчины вполне справлялись с удовлетворением своих сексуальных потребностей, посещая бордели. Хотя такое поведение мужчин не вписывалась в каноны церкви, но патриархальная культура имеет такую двойную мораль, с которой вполне уживается.

Объективация женщины в современном обществе

Таким образом из-за этого расщепления происходит объективация женщины и ее тела.  Что это означает?

По большому счету, объективация – это, когда не учитываются личные качества человека, а относятся к нему как к товару, который можно продать и купить. Это и показывает феномен проституции в современном мире или шоу-бизнесе, где обязательно женщину, например, певицу показывают снизу-вверх и полуголой в клипах или на сцене.

Мужчине свою женщину (жену) объективировать нельзя – она мать, практически святыня, а женщины, с которыми можно просто получать сексуальное удовольствие объективируются. Если они не матери, то они шлюхи, их тело объективируется: ноги, вагина, грудь, руки.

Но когда патриархальные нормы постепенно начали сходить на нет, и мы вступили в пост патриархальную эру, сексуальность была выведена из тени, начинается следующий этап: как соединить 2 образа- Богоматери и шлюхи. К сожалению на сегодня этот симбиоз в понимании общества еще не состоялся. Если, например, отношение к мужской сексуальности сформировано и подразумевается само собой, то женская сексуальность воспринимается 50/50. С одной стороны женщине можно реализовывать свои сексуальные желания, с другой – если она скажет, что у нее было столько же половых партнеров, как и у мужчины, то это не одобряется.

Мы сейчас живем в своеобразном переходном периоде, когда женщине уже можно свободно реализовывать свои сексуальные желания, но с другой стороны – лучше в браке или с постоянным партнером. А если ее желания выходят за эти рамки, то уже вызывают подозрения о ее распущенности. Такие суждения присущи не только мужчинам, но и большинству женщин.

Как относится общество к кормлению грудью в общественных местах

Именно из-за того, что женская грудь объективирована от самой женщины как личности и воспринимается чаще всего как объект сексуальности, а не целостности женского тела, возникает такой диссонанс. Современное поколение понимает, что женщина – мать, с другой стороны, они не знают, как поступать со своим половым возбуждением при виде оголенной женской груди в частности. Мужчины, у которых есть младенцы, осознают, что это нормальный процесс кормления ребенка, но так как у них еще не проработана объективация, то они могут испытывать половое возбуждение, с которым они не знают что делать.  

По этому на кормление грудью в общественных местах можно посмотреть с двух сторон:

  • со стороны женщины: женщина, кормя грудью в общественном месте чаще всего испытывает некий дискомфорт, Стыд или Страх. А так как стыд – это запрет на удовольствие, то с одной стороны ей нравится, что она может покормить своего ребенка по требованию и получает удовольствие от этого, с другой стороны – у нее присутствует запрет на эту радость. Плюс у некоторых женщин есть сексуальная мотивация. Поэтому, когда женщина кормит в общественном месте, она должна разобраться для чего она это делает: чтобы ребенку было комфортно и ей самой хорошо или это ситуация с сексуальным подтекстом. Тогда  это уже вопрос к ней, что с ее сексуальностью. Возможно она сама стала жертвой патриархата – и сама себя объективирует, воспринимая свою ценность как человека только в сексуальном плане.

Отсюда очень много проблем у современных женщин – от чрезмерного сексуального гардероба, до пластической хирургии на вторичных и даже первичных половых органах. Недавно общался с косметическим хирургом, который говорит, что молодые женщины достаточно часто просят что-то сделать с их большими половыми губами, чтоб они были, как у моделей в порно.

Женщина испытывает чувство страха, когда оголяет привселюдно грудь, так как на нее смотрят и мужчины, а они склонны к насилию и раздражению при виде оголенного женского тела. Ведь объективация приводит к тому, что к женщине относятся как к товару, а значит не учитываются ее чувства как личности. При этом насилие физическое, эмоциональное, сексуальное “допустимо”. Поэтому во время кормления женщины могут чувствовать страх. Понятно, что по большому счету им ничего не угрожает, но эволюционно этот страх уже заложен.

  • со стороны мужчин. Мужчины тоже испытывают Страх или Стыд. Стыд – запрет на удовольствие, который может быть по 2-м причинам. Первое – запрет на сексуальное удовольствие, восприятие женщины как матери, но так как мужчины привыкли объективировать женское тело, то включается половой инстинкт. Тогда мужчине нужно работать над этим. Ведь если бы он воспринимал любую женщину целостно, то мог бы управлять своим сексуальным желанием, хотя это и непростая задача. При этом он все равно будет чувствовать некое удовольствие, потому что это нормально: смотреть на женщину и получать от ее вида удовольствие. Но это уже удовольствие не либидинозного уровня, а сублимированного.

Также мужчина испытывает Страх. Это может быть социальный страх из боязни выглядеть глупо, подсматривая за кормящей. Но в основном – это глубинный страх агрессора, который живет еще в каждом мужчине в пост патриархальную эпоху, скрывающим агрессивную сексуальную тень. А так как зоны в мозге, отвечающие за либидо и за агрессию близко расположены, они могут включаться вместе. Потому мужчины начинаю бояться своих фантазий агрессивного толка, когда в их психику прорываются желания женщину унизить, нанести ей вред или совершить насилие. Именно это является и причиной страха.  Но вместо того, чтобы этого бояться – это нужно прорабатывать.    

Как мы видим культура отношения к женщине и ее телу, претерпевает сейчас большие изменения. Но еще придется долго работать над тем, чтобы искоренить влияние патриархальной системы на наше сознание и наши взгляды, это касается и мужчин, и женщин. Только тогда мужчины смогут относиться к женщине как к равной и видеть в ней не только тело, но и личность равную по возможностям, правам и желаниям. А женщины перестанут бояться агрессии со стороны противоположного пола и научаться ценить себя значительно больше и реализовывать свое материнство и свою сексуальность по своему усмотрению с уважением к себе.

Ваш психолог,

Роман Мельниченко

Похожие статьи

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments